Книга-биография семьи ученых-ихтиологов Данилевских

Январь. Время памятных дат для нашей лаборатории промысловой ихтиологии Черного моря ЮгНИРО.
23 января - день рождения незаурядного человека, ученого-ихтиолога, кандидата биологических наук Николая Николаевича Данилевского (1903-1980 гг.). Долгих 50 лет трудился он в нашем институте, дав повод для гордости всем сотрудникам, которым посчастливилось с ним работать. Его не стало тоже в январе, 31 числа.
Я помню его последний день рождения и его последний день жизни.

23 января 1980 года у всех сотрудников с утра приподнятое настроение: в институте праздник - день рождения уважаемого и очень любимого коллеги. Никола Николаевича очень любили, всегда вежливый, внимательный, интеллигентный, с каким-то возвышенным отношением к женщинам, кладезь ума и благородный аристократизм ощущался с первых минут общения с ним. Называли все его, за глаза конечно, дед Данилевский, и смысл в этом был родственный и уважительный, как к непререкаемому авторитету, патриарху.
Его день рождения - это всегда укороченный день, так как после торжественного собрания по случаю чествования заслуженного деятеля рыбохозяйственной науки мы отправлялись на банкет в его гостеприимный дом.

В тот день Иван Иванович Серобаба поручил мне вручить имениннику памятный подарок - большую красивую чешскую синюю вазу. В ней был огромный букет красных гвоздик, за ними наши лаборантки с утра выстояли очередь в магазине "Цветы", что на Ленинской (теперь это магазин "Центр").
Я очень волновалась, придумывая, как бы ярче поздравить нашего Ник Ника. Из своей речи у трибуны в актовом зале, где в тот час яблоку упасть негде было - весь институт собрался, помню только слова пожелания, чтобы жизнь его была полна делами, как эта ваза цветами.
Иван Иванович таким спичем был доволен.

И вот мы все отправились к Николаю Николаевичу на банкет. Его жена, а в прошлом заведующая нашей лаборатории (но это еще до меня) Анна Арсеньевна уже ждала гостей с накрытым столом. За этим длинным-длинным столом всем хватило места. До чего же я, тогда очень молодая лаборантка, любила эти застолья, где в непринужденной обстановке можно было слушать умные речи, воспоминания наших старших коллег о великих делах становления прикладной науки, ощущать свою причастность к этому. А еще были стихи от учёных об учёных и потрясающие тосты. Тостов было много, потому что было много хорошего вина, домашнего вина, собственноручно приготовленного Николаем Николаевичем, сам он его не употреблял, но угощать очень любил. Виноград для этого он тоже вырастил сам, здесь же, у подъезда, соорудив из виноградных лоз целую беседку.

А потом было 31 января. В этот день он уходил с работы чуть раньше обычного, как всегда зашел и в нашу 25-ю комнату (наша лаборатория располагалась в 3-х кабинетах), чтобы попрощаться. За ним следом отпросилась по каким-то своим делам и старший лаборант Людмила Николаевна Маркова. А через несколько минут она вбежала в лабораторию со слезами: на ее глазах оборвалась жизнь Ник Ника. На улице Свердлова. Недалеко от родного института, любимой работы.

Его жена, верный соратник Анна Арсеньевна Майорова-Данилевская, о которой в институте до сих пор ходят легенды - она известный ученый, ее разработками пользуются и сейчас, написала книгу "История моей жизни для моих детей". В ней описана родословная семей Данилевских и Майоровых, вся их жизнь с Николаем Николаевичем, научная деятельность, и попутно история института. Книга редкая, всего издано 300 экземпляров, для своих.

Вчера почтовой связью я получила эту книгу от дочерей Николая Николаевича и Анны Арсеньевны - Татьяны и Ольги Данилевских. Дорогой подарок. Огромная благодарность!
Книга будет включена в экспозицию Морского музея ЮгНИРО. Надеюсь, что каким-то образом нам удастся создать еще и зал науки, где керчане и гости города смогут узнать, что же такое рыбохозяйственная наука, форпост которой находится в нашем городе, как и для чего она вершится и о тех, кто стоял у ее истоков и кто продолжает свои изыскания, такие нужные и людям, и экологии.


Шишло Людмила.


   
*На 1-м фото Н.Н.Данилевский (самый высокий) в Албании на постройке орудия лова собственной конструкции.

Нет комментариев
Добавить комментарий